Решаем вместе
Проблемы в сфере экологии и природопользования? Защитим природу вместе
35 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа № 35 г.Иркутск, м-н Первомайский, 57

Патриотическое воспитание


Иркутяне - герои ВОВ DOCX, 105,1 КБ
Иркутяне - герои нашего времени DOCX, 452,3 КБ



Интервью с уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области Афанасьевой Ттьяной Витальевной, проводила ученица 11 «А» класса, Рябова Екатерина

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка является дополнительной гарантией и важным инструментом в области реализации и защиты прав и законных интересов детей в Российской Федерации и направлена на создание эффективных механизмов защиты их прав и законных интересов.

19 мая 2021 года на 43-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области Афанасьева Татьяна Витальевна была назначена на должность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.

Как работает и развивается институт Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области? Какие проблемы возникают в защите прав детей? Чего достиг аппарат Уполномоченного за прошедший год и каковы перспективы на будущее? Татьяна Витальевна дала ответы на все интересующие нас вопросы.

— Сколько обращений за 2021год поступило на ваше имя? Какова тематика этих обращений? Какие проблемы в защите прав детей вы считаете наиболее актуальными?

По способу направления обращений заявителями в 2021 году они распределились следующим образом: 783 письменных обращения; 812 устных обращений, в том числе 160 обращений рассмотрено Уполномоченным на личном приеме;  652 обращения поступило на телефон доверия Уполномоченного, который работает в круглосуточном режиме.

В 2021 году увеличилось не только количество обращений, расширилась и тематика вопросов, содержащихся в одном обращении. В большинстве обращений ставятся вопросы, касающиеся соблюдения (нарушения) прав детей по следующим направлениям: государственная социальная поддержка и помощь семьям и детям; семейное неблагополучие и семейные споры; образование; имущественные и жилищные права; безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних; охрана здоровья несовершеннолетних.

— Какие основные задачи вы для себя поставили, на 2022 год? Какие направления деятельности планируете развивать?

Рассчитываю, что в 2022 году в муниципальных образованиях Иркутской области удастся создать действенные психолого-педагогические службы по работе с детьми с аутоагрессивными проявлениями, детьми, вовлеченными в конфликты, а также по разрешению ситуаций буллинга (травли) в подростковой среде. В этих целях Уполномоченным внесен в Законодательное Собрание Иркутской области проект закона, предусматривающий создание региональной системы служб медиации (примирения) в сфере образования.

Также в 2022 году планируется решение вопросов по созданию психо-неврологического интерната для детей-инвалидов в Иркутской области и обеспечению в дошкольных муниципальных образовательных организациях питания для детей-инвалидов, имеющих хронические заболевания, при которых требуется в соответствии с назначениями врача лечебное питание.

Важным направлением в деятельности Уполномоченного остается правовое просвещение граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей и их восстановления, а при улучшении санитарно-эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, проверка организаций для детей, находящихся на государственном попечении.

Планируется в 2022 году развивать направления деятельности Детского общественного совета при Уполномоченном, доказавшего свою эффективность как института детского общественного самоуправления, а также работу Общественных представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях Иркутской области, задачей которых является оказание содействие Уполномоченному в осуществлении его деятельности на территории соответствующего муниципального образования.

Действительно, планов много, ведь сегодня мы практически адаптировались к ситуации, связанной с пандемией, и смогли найти оптимальные решения, обеспечивающие баланс нормальной жизнедеятельности общества и сохранения ограничительных мер, направленных на охрану жизни и здоровья населения. Но жизнь бросает нам новые вызовы, справится с которыми возможно только при общей сплоченности, взаимоуважении и терпимости.

— Какое достижение в работе аппарата уполномоченного за 2021 год вы считаете главным?

В Иркутской области в 2021 году, как и на протяжении целого ряда последних лет большое внимание уделялось вопросам, связанным с реализацией детьми права на образование. Активно развивались онлайн и иные дистанционные образовательные технологии, было приобретено оборудование для внедрения цифровой образовательной среды. Беспрецедентно активно велось строительство новых школ. Проводилась масштабная работа по капитальному ремонту образовательных организаций. Также удалось существенно обновить материальную базу образовательных организаций, инфраструктуру для детей с ограниченными возможностями здоровья. В прошедшем году продолжена реализация мероприятий с целью приведения в порядок системы школьного питания, проведен ремонт и модернизация пищеблоков целого ряда общеобразовательных организаций.

Важным для региона в 2021 году стало одобрение Концепции обеспечения комплексной безопасности детей на территории Иркутской области до 2025 года и разработка карты опасных мест Иркутской области. Благодаря комплексному подходу, межведомственной работе по профилактике гибели и травмирования детей, в 2021 удалось снизить количество происшествий с участием несовершеннолетних и число погибших детей, сократилось количество происшествий в семьях и детей, погибших в результате пожаров. Также в 2021 году продолжено наметившееся в последние годы снижение подростковой преступности, в том числе снижено количество совершенных несовершеннолетними преступлений категории тяжких и особо тяжких, преступлений, совершенных в общественных местах и в ночное время, преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

—  Как  повлиял рост заболеваемости COVID-19 в Иркутской области на работу аппарата Уполномоченного по правам ребенка?

2021 год в Российской Федерации, как и в остальном мире, ознаменовался продолжающейся пандемией COVID-19, объединением усилий всех уровней власти и гражданского общества, на борьбу с распространением коронавирусной инфекции. Указанное, не могло не отразиться на жизни детей, особенно затронуты такие важные для юных жителей нашей страны сферы жизни как медицина, образование, культура, спорт, досуг и другие.

В 2021 году в связи с эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19, Уполномоченным активно использовался формат онлайн и иных дистанционных технологий проведения мероприятий и реализации социальных проектов, что позволило не только реализовать все мероприятия, предусмотренные планом работы Уполномоченного на 2021 год, но и провести в течение года целый ряд дополнительных мероприятий. Это стало возможным только благодаря активному участию и поддержке некоммерческих организаций, действующих на территории Иркутской области, территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления и единодушному пониманию важности проблем детей, как важнейшего приоритета государственной политики России.

—  Как вы относитесь к дистанционному обучению? Не случится ли так, что все наше образование перейдет на удаленный формат работы? Какие проблемы стали следствием дистанционного обучения?

Ситуация с коронавирусом (COVID-19) при своем негативном воздействии на здоровье людей и различные социальные стороны жизни общества дала стимул для полноценного внедрения дистанционных технологий в образование, их совершенствования и развития. Масштаб внедрения дистанционного формата образования действительно огромен, поскольку данную форму обучения пришлось применить не только в школах, профессиональных учебных заведениях, но и в учреждениях дополнительного образования. Вместе с тем, сегодня однозначно можно сказать, и это позиция всех педагогов, обучающихся, родителей, что такой формат обучения, в отсутствии установленных соответствующих порядков и нормативов, на сегодняшний день возможен только при всплесках заболеваемости. Нельзя вводить дистанционное обучение, заменяя им традиционные форматы.

Среди проблем, ставших следствием обучения в непростых условиях пандемии, отмечены:  влияние на качество образования: снижение мотивации к обучению, качества знаний учащихся;  отсутствие у определенной части родителей понимания их меры ответственности за организацию обучения детей: отсутствие элементарных гаджетов (телефонов) с возможностью выхода в Интернет, нежелание оплачивать Интернет-связь, отсутствие контроля за самостоятельной деятельностью детей; - низкая скорость Интернет-связи, не поддерживающая использование дистанционных технологий для организации онлайн-обучения, особенно в сельских территориях,  трудности в овладении дистанционными технологиями у возрастных педагогов;  отсутствие учебно-методического обеспечения дистанционного обучения;  недостаточное обеспечение техникой детей из многодетных семей.

В адрес Уполномоченного начали поступать жалобы на избыточные контрольные работы в школах. Передача знаний, особенно в начальной школе, у первоклассников, практически легла на плечи родителей.

— Ранее глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин назвал ЕГЭ «пыткой» для молодежи, призвал отменить его и вернуться к советской системе образования. Как вы относитесь к ЕГЭ? Считаете, что необходимо скорректировать или вовсе отменить экзамен?

К ЕГЭ у нас относятся по-разному: кто-то считает, что система безупречна, другие утверждают, что многое нужно доработать, а кто-то требует и вовсе отменить экзамен. С одной стороны, ЕГЭ дает возможность талантливым детям поступить без дополнительных экзаменов во многие ведущие вузы: зачисление не зависит от личного отношения, настроения преподавателей или коррупционной составляющей. С другой стороны, ученики сегодня стремятся не к получению образования, а к подготовке к достаточно специфичным экзаменам. По мнению общественности в последние годы школа превращается в институт натаскивания на ЕГЭ. В течение всего учебного года детей забрасывают бесконечными контрольными и проверочными, при этом на полноценное обучение времени остается немного. Ситуация в большинстве школ сейчас такова, что родителям приходится нанимать репетиторов чуть ли по всем предметам, чтобы ребенок тянул программу. Вместе с тем, пока Министерство просвещения Российской Федерации не планирует заменять ЕГЭ другим механизмом оценки знаний.

В связи с обострением эпидемиологической обстановки государственная итоговая аттестация последние два года проходила по особым правилам, и не все выпускники школы сдавали ЕГЭ, поэтому сравнение их результатов не является корректным. Можно отметить, что в целом результаты ЕГЭ - 2021 года на уровне 2020 года. За последние три года наблюдается положительная динамика результатов экзаменов по физике, географии, литературе и обществознанию. В целом государственная итоговая аттестация на территории Иркутской области в 2021 году прошла в штатном режиме. Проводимая заинтересованными органами и учреждениями разъяснительная работа практически свела к минимуму обращения родителей к Уполномоченному с жалобами на какие-либо проблемы во время проведения экзаменов.

Разговоры о важном

"Без срока давности"

Декада памяти. План мероприятий DOCX, 16,1 КБ